Печать

Развитие бизнеса по франчайзинговой модели

. Posted in Статьи

В этой статье мы попробуем разобраться в преимуществах, целесообразности и механизмах организации бизнеса по франчайзинговой модели.

Стратегические цели франчайзинга

Традиционно, компании, развивающие франчайзинговые направления, ставят перед собой три стратегические цели:

  1. Наращивание темпов роста. Когда собственных точек продаж становится слишком много, операционные затраты на поддержание работы сети, начинают серьёзно беспокоить собственников и инвесторов, так как съедают львиную долю дохода комании. В России уже есть сети, насчитывающие более 150 предприятий, и для них эта проблема вот-вот станет актуальной. Компаниям, планирующим быстрый рост, имеет смысл определиться с максимальным размером собственной сети, а дальше развиваться, используя франчайзинговую модель. В этом случае можно экономить практически на всех операционных затратах, как то: содержание помещений, оплата труда, налоги на фонд оплаты труда, доставка продукции до конкретного магазина. Все эти заботы ложатся на плечи франчайзи. Функции франчайзера – обеспечить наличие необходимых объемов продукции на своем складе и оказывать поддержку франчайзи при организации франчайзингового предприятия и в процессе его работы.
  2. Региональная экспансия. Как мы уже отметили в п.1, содержать сильно разветвленную сеть, отдельные предприятия, магазины или офисы которой расположены в разных регионах, нерентабельно из-за больших операционных расходов. Кроме того, каждый российский регион имеет экономическую, административную, социальную и ментальную специфику. Франчайзинговая модель позволяет не только экономить на расходах по поддержанию работы сети, но и учитывать региональные особенности: дела в регионе ведет партнер (франчайзи), который хорошо знаком с местным рынком. При этом, как правило, в стратегически важных городах (Москва, Санкт-Петербург, города-миллионники) франчайзеры предпочитают развивать соб­ственную сеть.
  3. Укрепление бренда. Бренд можно формировать с помощью массовой и дорогостоящей рекламы. Есть и другой путь: построение разветвленной фирменной сети. Если выбирается второй вариант, важно разработать четкую запоминающуюся концепцию и единый ассортимент (продуктов или услуг) таким образом, чтобы сеть действительно была «фирменной», то есть максимально единообразной и узнаваемой. На предприятиях собственной сети ассортимент реализуемой продукции и оказываемых услуг может различаться, а общая концепция бывает размыта – для франчайзинговых предприятий все это недопустимо.

Кому подходит франчайзинговая модель развития?

Продажа франшиз представляет собой по сути тиражирование успешной бизнес-модели. Это означает, что компания, решившая развиваться по системе франчайзинга, должна располагать такой моделью бизнеса, то есть иметь:

  • востребованный рынком продукт (услугу);
  • успешно действующее на рынке предприятие либо сеть предприятий;
  • возможность за короткий срок обучить партнера работать по своей модели.

Кроме того, Ваша франшиза должна быть для партнеров (франчайзи) полноценным бизнесом, дающим возможность заработать на единственном открытом предприятии. Плохо, если для получения прибыли, сопоставимой с другими вариантами инвестиций, франчайзи вынужден открыть более одного предприятия или если бизнес-модель Вашей франшизы настолько ограничена, что может стать лишь дополнительным направлением работы в компании франчайзи, но не самостоятельным бизнесом. Продажа таких франшиз не принесет Вам существенной выгоды – проще обойтись другими формами распространения своей продукции и услуг.

Чаще всего франшизы продают компании, работающие в секторе массового рынка (их продукция или услуги рассчитаны на широкую целевую аудиторию). Однако фирмы, занимающиеся узкоспециализированными (элитарными) продуктами (услугами), также предлагают инвесторам свои франшизы. Если предложения компании не ориентированы на широкого потребителя, однако ассортимент продукции относительно широк, имеет смысл создать несколько франшизных систем разных форматов. Приведу пример. Сегодня весьма востребованы фирменные магазины по продаже вина и алкогольной продукции широкого ассортимента, такие как «Ароматный мир». Даже в небольшом городе можно открыть до десятка таких магазинов, продавая партнерам однотипные франшизы. Иначе обстоят дела с магазинами алкоголя более высокого и элитарного класса, такими как «Коллекция вин». Продавать франшизы на их открытие также можно. Но следует учитывать, что это единичные торговые точки и при их открытии нужно принимать во внимание средний уровень доходов в конкретном регионе (городе). Скажем, в одном городе с населением 300 тыс. человек не стоит открывать более двух-трех таких магазинов.

Полный текст статьи, дополнительные материалы, а также участие в обсуждениях на форуме, доступны зарегистрированным пользователям. Для входа на сайт, Вы также можете использовать свою учётную запись Facebook.

Смотрите также

Услуги

Мои заказы

0 Товары - 0.00 RUB
В корзину

Sign in with Facebook