Печать

Оценка стоимости компании своими силами.

. Posted in Статьи

При принятии любого управленческого решения необходимо, прежде всего, оценивать его влияние на ключевые финансовые показатели стоимость компании. Наиболее эффективным и наглядным решением этой задачи, будет разработка модели оценки стоимости компании. Рассмотрим принцип построения такой модели с помощью метода DCF (дисконтирования денежных потоков).

Стоимость компании как основной критерий эффективности бизнеса

Принято считать, что показателем, характеризующим эффективность бизнеса, считается прибыль. Однако согласно современным подходам к оценке бизнеса в качестве основного критерия его эффективности следует рассматривать стоимость компании. Дело в том, что прибыль является «бухгалтерским» показателем и зависит от применяемой в компании учетной политики (на размер прибыли, к примеру, влияет решение о создании того или иного резерва, хотя фактически создание резерва — это лишь проводка в учетных регистрах, не изменяющая финансового положения компании). Кроме того, прибыль является показателем, итогов прошлой деятельности, а значит, не учитывает эффекта от управленческих решений, который ожидается в долгосрочной перспективе. Еще одной причиной, по которой нужно оценивать именно стоимость компании, является необходимость эффективного управления стоимостью капитала. С точки зрения бухгалтерского учёта, увеличение заемных средств повышает сумму процентных платежей и соответственно может снизить прибыль. Однако с точки зрения собственников, привлечение заемных средств — более дешевый источник финансирования бизнеса, чем собственный капитал, и должен максимально использоваться компанией.

Увеличение стоимости бизнеса — это то, к чему стремятся акционеры, поэтому неудивительно, что в странах с развитыми финансовыми рынками, управляющих бизнесом часто мотивируют принимать такие решения, которые увеличат стоимость компании, а не только текущую прибыль. Оценка стоимости компании, традиционно осуществляется с применением следующих подходов:

  • доходный
  • рыночный
  • затратный

Теория доходного подхода достаточно проста и убедительна: стоимость инвестиций рассчи­тывается как текущая стоимость будущих выгод, дисконтированных по норме доходности, отражающей рискованность инвестиций. Это весьма разумно и подходит почти для любого действующего бизнеса, генериру­ющего положительную прибыль. В данной статье оценка стоимости компании будет показана на примере доходного подхода, в котором используется широко распространенный метод дисконтированных денежных потоков.

Итак, как мы уже заметили,  с точки зрения метода дисконтированных денежных потоков стоимость компании — это сумма ее денежных потоков, дисконтированных с учетом риска и затрат на капитал. Рассчитывается эта стоимость по следующей формуле:

где n — период, за который существуют прогнозные значения денежных потоков;
r — ставка дисконтирования;
FCFt — чистый денежный поток, доступный компании в периоде t.

Если считать ставку дисконтирования заданной величиной, то оценка стоимости компании сводится к определению прогнозных значений денежного потока. Денежный поток (FCF) рассчитывается по следующей формуле:

FCF = EBIT x (1 - tax) - (CAPEX - Амортизация) - ΔWC,

где EBIT (earnings before interest and taxes) — прибыль до вычета налогов и процентов по кредиту;
tax — эффективная ставка налогообложения;
CAPEX (capital expenditures) — инвестиционные затраты на покупку основных фондов, а также затраты по обслуживанию кредитов на их приобретение;
ΔWC — изменение неденежного оборотного капитала.

Следовательно, на размер денежного потока компании влияют уровень прибыли (продажи за вычетом себестоимости и операционных расходов), налогообложения, чистых капиталовложений (инвестиции за вычетом амортизации), а также изменение величины оборотного капитала. Они в свою очередь могут изменяться под влиянием более мелких факторов, таких как величина дебиторской задолженности или оборачиваемость активов.

Таким образом, видоизменяя и детализируя формулу денежного потока, можно определить полный перечень параметров (факторов стоимости), влияющих на стоимость компании. Установив количественные и логические взаимосвязи между ними, мы и получим модель оценки стоимости компании.

Полный текст статьи, дополнительные материалы, а также участие в обсуждениях на форуме, доступны зарегистрированным пользователям. Для входа на сайт, Вы также можете использовать свою учётную запись Facebook.

Услуги

Мои заказы

0 Товары - 0.00 RUB
В корзину

Sign in with Facebook