Печать

Сравнительный метод оценки стоимости компании при M&A

. Posted in Статьи

Cравнительный метод оценки компании при M&A, применяется как правило редко, поскольку найти информацию о продажах предприятий-аналогов и особенно реальных условиях сделки достаточно сложно. Однако накопленный за последние годы опыт позволяет обобщить необходимые данные по продажам компаний и выработать подходы к оценке стоимости, которые с успехом могут быть использованы как профессиональными оценщиками, так и финансовыми директорами предприятий. 

Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса — это совокупность методов, основанных на сравнении оцениваемой компании с предприятиями-аналогами, о финансовых условиях продажи которых имеется достоверная информация. Результаты оценки стоимости компании могут значительно различаться в зависимости от того, каким образом планируется использовать оцениваемую компанию в дальнейшем. Очевидно, что стоимость небольшой компании по сборке мебели, в здании которой новый владелец планирует открыть торговый центр, будет отличаться от стоимости этой же компании, если на ее базе будет создано современное мебельное.

В ходе оценки компаний в рамках M&A, могут определяться следующие виды стоимости:

  • инвестиционная стоимость бизнеса — определяется исходя из доходности бизнеса для конкретного инвестора при заданных инвестиционных целях;
  • стоимость действующего бизнеса при существующем использовании — рассчитывается на основании данных о доходности, демонстрируемой предприятием к моменту продажи;
  • рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой компания может быть продана компания на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величину цены сделки не влияют какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Достоверный результат оценки рыночной стоимости предприятия можно получить в результате использования сравнительного подхода к оценке готового бизнеса.

Методы оценки в рамках сравнительного подхода

В рамках сравнительного подхода наиболее часто выделяют три основных метода: метод компании-аналога, метод продаж и метод отраслевых коэффициентов.

Метод компании-аналога

При использовании метода компании-аналога оценка стоимости готового бизнеса проводится на основании информации о стоимости компаний-аналогов, акции которых котируются на рынке. Прежде чем приступить к подбору компаний-аналогов, необходимо проанализировать специфику работы и рынок, занимаемый оцениваемой компанией. Предприятия-аналоги должны относиться к той же отрасли, что и оцениваемая компания, а также быть сходны по следующим основным финансовым и производственным характеристикам:

  • размер компании (выручка, численность, стоимость активов и т. д.);
  • ассортимент;
  • товарная и территориальная диверсификация;
  • технологическая и техническая оснащенность;
  • риски, связанные с работой;
  • сопоставимость предполагаемой сделки (форма сделки, условия финансирования, условия оплаты и т. д.).

Помимо этого, компании-аналоги, отобранные для проведения  сравнительной оценки стоимости компании, должны не только осуществлять один вид деятельности с оцениваемой компанией, но и должны были быть, относительно недавно проданы. При этом компании-аналоги не должны находиться в процессе поглощения, поскольку это искажает их реальную цену.

Если между компаниями-аналогами и оцениваемой компанией по каким-либо из перечисленных критериев существуют расхождения, необходимо использовать соответствующие мультипликаторы (коэффициенты, характеризующие соотношения результирующего показателя к одной из его составляющих).

Наиболее часто используемые мультипликаторы:

Полный текст статьи, дополнительные материалы, а также участие в обсуждениях на форуме, доступны зарегистрированным пользователям. Для входа на сайт, Вы также можете использовать свою учётную запись Facebook.

Смотрите также

Услуги

Мои заказы

0 Товары - 0.00 RUB
В корзину

Sign in with Facebook