Печать

Несколько советов по написанию бизнес-плана

. Posted in Статьи

Привлекая финансирование для реализации новых проектов, прежде всего, нужно проработать детальный бизнес-план. Однако при его подготовке нередко упускаются на первый взгляд незначительные, но достаточно важные детали, из-за чего рассмотрение заявки на кредит под данный проект может затянуться и, в худшем случае, не исключен отказ. Попробуем разобраться, как избежать подобной ситуации.

Наличие бизнес-плана – это обязательное условие для общения с банками. Любая компания должна иметь под рукой, и в случае необходимости, предоставлять банкам-кредиторам бизнес-планы, независимо от того, речь идет о возобновлении кредитной линии или о выдаче займа с нуля. Вместе с бизнес-планом, в кредитный комитет предоставляется бюджет и прогноз денежного потока на предстоящий финансовый год, а также финансовая отчетность компании за предыдущие периоды. Как правило, банк в первую очередь ориентируется на текущее состояние бизнеса, возможности генерировать денежные потоки. В частности, наибольший интерес вызывают - размер собственного капитала, EBITDA, текущая долговая нагрузка. Кроме того, для банка имеет значение отраслевая специфика бизнеса, каково его положение на рынке и какие перспективы возможны в будущем.

Традиционно, бизнес-план включает в себя четыре основных раздела: описание проекта, анализ рынка и маркетинговая стратегия, производственно-технологическая схема и финансовый план. Рассмотрим нюансы, которые помогут убедить кредиторов в жизнеспособности проекта.

Бизнес-замысел, маркетинг и производство

Любые самые впечатляющие прогнозы в финансовой части бизнес-плана ничего не стоят в глазах кредиторов, если сама идея сомнительна и нет четкого обоснования заявленных показателей. В первую очередь это касается доходов, ожидаемых от реализации проекта.

Описание проекта. В этом блоке излагается суть проекта, а также план работ по нему. Поясняется, какие разрешительные документы или лицензии получены, в какой стадии переговоры с основными участниками проекта, выбраны ли технология, поставщики оборудования.

Информация о выполненных работах по проекту, подтвержденная соответствующими документами, свидетельствует о серьезности намерений инициатора. Здесь же, в этом разделе, имеет смысл назвать участников проекта. Банк может поинтересоваться их опытом в реализации аналогичных проектов в прошлом, характером участия и условиями вхождения в проект.

Анализ рынка и маркетинговая стратегия. В данном разделе необходимо представить результаты анализа рынка, потребителей, каналов сбыта продукции и конкурентную ситуацию. Все это требуется для обоснования будущих доходов. Безусловно, в большей степени это епархия маркетингового и коммерческого отделов. Но поскольку с кредиторами придется объясняться именно финансовому директору, то стоит удостовериться, что ничего не упущено и перспективы проекта изложены убедительно.

Одна из основных задач – определить целевой рынок для продукта или услуги (уровень и тенденции), дать характеристику отрасли, темпов и направлений ее развития. Здесь же предоставляется информация о потребителях, каналах сбыта, реальных и потенциальных конкурентах (объем продаж, доля на рынке, издержки на маркетинг, лояльность клиентов и пр.) Не лишним также будет описать рынок как в количественных характеристиках (емкость, уровень насыщения, прогнозы развития), так и в качественных (структура потребителей, мотивы совершения покупок, специфические особенности). Поскольку предоставление финансирования сопряжено для банка с высоким риском, от качества анализа рынка во многом зависит решение банка о выделении кредита.

Производственно-технологическая схема. Приводимые в этом разделе бизнес-плана сведения о выбранной технологии, оборудовании, схеме материально-технического снабжения проекта, потребностях в персонале предназначены для обоснования будущих инвестиционных затрат, обеспечения их прозрачности для кредиторов.

Если проект подразумевает создание нового производства, то рекомендуется привести общую схему предприятия и описание технологии производства. Обязательна информация об оборудовании с указанием его стоимости. Если оборудование импортное, необходимо пояснить условия его ввоза. Затраты на монтаж и установку оборудования учитываются дополнительно. Их лучше детализировать, поскольку величина этих затрат может составлять 5-10% от стоимости оборудования. Важным фактором принятия положительного решения банком будет наличие разрешительной документации (заключения СЭС, Росприроднадзора, администрации района, ГО и МЧС, управления государственной противопожарной службы), а также выделенные мощности (электроэнергетики, водоканал, согласованный генплан и пр.). Не исключено, что не все вопросы к моменту рассмотрения бизнес-плана будут уже решены. Однако информацию о том, как их предполагается решать, в бизнес-план лучше включить.

Полный текст статьи, дополнительные материалы, а также участие в обсуждениях на форуме, доступны зарегистрированным пользователям. Для входа на сайт, Вы также можете использовать свою учётную запись Facebook.

Услуги

Мои заказы

0 Товары - 0.00 RUB
В корзину

Sign in with Facebook