Печать

Когда рост продаж не по карману.

. Posted in Статьи

Несмотря на кажущийся абсурд, рост продаж не всегда может оказаться полезным для бизнеса. Именно поэтому, финансовому руководителю нужно достаточно тщательно рассчитать ресурсы, дополнительно привлекаемые для наращивания оборотных активов, провести анализ показателей ликвидности и финансовой устойчивости.

Рассмотрим ситуацию, когда у компании есть возможность обеспечить рост продаж. Чтобы осуществлять бесперебойную и своевременную отгрузку товара покупателям, руководство должно будет инвестировать дополнительные средства в складские запасы готовой продукции, а также материалов для производства. Для привлечения новых покупателей понадобится увеличивать количество товара, отгружаемого с отсрочкой платежа. Значит, будет расти дебиторская задолженность. Кроме того, на определенном этапе придется наращивать производственные мощности, расширять складские площади, вкладывать средства в развитие персонала и инфраструктуры. Понятно, что все это потребует денег, поэтому руководство компании должно не только ориентироваться на спрос, но и оценить собственные силы, то есть все четко просчитать.

Коэффициенты для анализа финансового состояния

Коэффициент покрытия процентов по кредитам – отношение процентов по кредитам к прибыли до уплаты процентов. Показывает, какую часть полученной прибыли необходимо направить на выплату процентов по кредитам.

Рентабельность собственного капитала – отношение чистой прибыли к величине собственных средств (уставный капитал плюс нераспределенная прибыль). Отражает эффективность использования собственных средств компании.

Коэффициент автономии – отношение величины собственных средств к валюте баланса. Показывает долю собственных средств в общем объеме ресурсов предприятия.

Коэффициент отношения заемных и собственных средств – отношение заемных средств к собственным. Показывает, какая часть деятельности компании финансируется за счет заемных источников.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – отношение разности между оборотными активами и текущими пассивами к величине собственных оборотных средств. Показывает долю покрытия оборотных средств собственными источниками формирования.

Коэффициент текущей ликвидности – отношение текущих активов к текущим пассивам. Показывает способность компании погашать текущие обязательства за счет оборотных активов.

Чтобы разобраться с грозящими последствиями увеличения продаж, рассмотрим упрощенную моделью предприятия ООО "Одуванчик". Абстрагируемся от вопросов налогообложения и начисления амортизации. Долю переменных затрат оставим на уровне – 90%. Норму остатка товарного запаса на складе примем равным 20% от объема продаж, процентную ставку по кредитам – 18% годовых. Исходный баланс нашей условной компании приведен в табл. 1, отчет о прибылях и убытках – в табл. 2

Таблица 1 Баланс  ООО "Одуванчик" , тыс. руб.

Статьи баланса Сумма
АКТИВ
Внеоборотные активы 500
Оборотные активы 5300
Товарный запас и материалы 1200
Дебиторская задолженность 4000
Прочие оборотные активы 100
Баланс 5800
ПАССИВ
Капитал и резервы 2600
Уставный капитал 2500
Нераспределенная прибыль 100
Краткосрочные обязательства 3200
Кредиты и займы 0
Кредиторская задолженность 3000
Прочие краткосрочные обязательства 200
Баланс 5800

Расчет стоимости роста продаж

Предположим, что стратегией развития бизнеса предусмотрен рост продаж на 50% в каждом следующем году. Пропорционально росту продаж увеличится и базовый объем оборотных активов (дебиторской задолженности и товарных запасов). Кредиторская задолженность также будет расти, однако дополнительное финансирование оборотных активов пойдет и за счет полученной прибыли. В случае ее недостаточности потребуются инвестиции со стороны собственников бизнеса либо заемные средства.

Таблица 2 Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб.

Наименование показателя Сумма
Выручка от продажи товаров 6000
Переменные затраты 5400
Маржинальная прибыль 600
Постоянные затраты 500
Прибыль от реализации 100
Проценты за кредит 0
Чистая прибыль 100

В нашем случае увеличение количества проданных товаров в 1,5 раза повлечет за собой увеличение выручки на 3 млн руб. и оборотных активов на 2,6 млн руб. (табл. 3 и 4). Таким образом, доля инвестиций в оборотные средства составляет 86,7% от увеличения выручки. Этот показатель для нас важен, поскольку позволяет понять, что для увеличения продаж, например, на 100 млн руб. мы должны изыскать источник финансирования увеличения оборотных активов на 86,7 млн руб.

Что характерно, если условия отгрузки продукции, в частности сроки отсрочки платежа для покупателей, не меняются, то данный показатель имеет постоянное значение. Поэтому с его помощью можно планировать потребность в оборотных активах. Так, если намечен рост реализации продукции в два раза (6 млн руб.), то дополнительных оборотных средств потребуется 5,2 млн руб. (6 × 86,7%) Безусловно, в арсенале финансистов имеются более точные инструменты прогнозирования. Однако для своевременного принятия управленческих решений данный метод вполне подходит.

Таблица 3 Прогнозный аналитический баланс, тыс. руб.

Статьи баланса Отчетный период
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й
АКТИВ
Внеоборотные активы 500 500 500 500 500 500
Оборотные активы 5300 7900 11 800 17 650 26 425 39 588
Товарные запасы и материалы 1200 1800 2700 4050 6075 9113
Дебиторская задолженность 4000 6000 9000 13 500 20 250 30 375
Прочие оборотные активы 100 100 100 100 100 100
Баланс 5800 8400 12 300 18 150 26 925 40 088
ПАССИВ
Капитал и резервы 2600 2846 3333 4207 5693 8134
Уставный капитал 2500 2500 2500 2500 2500 2500
Нераспределенная прибыль 100 346 833 1707 3193 5634
Краткосрочные обязательства 3200 5554 8967 13 943 21 232 31 954
Кредиты и займы - 854 2017 3618 5845 8974
Кредиторская задолженность 3000 4500 6750 10 125 15 187 22 780
Прочие краткосрочные пассивы 200 200 200 200 200 200
Баланс 5800 8400 12 300 18 150 26 925 40 088

Составим прогнозные формы баланса (табл. 3) и отчета о прибылях и убытках (табл. 4) с учетом принятого темпа прироста продаж.

Таблица 4 Прогнозный отчет о прибылях и убытках, тыс. руб.

Наименование показателя Отчетный период
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й
Выручка от продажи товаров 6000 9000 13 500 20 250 30 375 45 563
Переменные затраты 5400 8100 12 150 18 225 27 338 41 006
Маржинальная прибыль 600 900 1350 2025 3037 4557
Постоянные затраты 500 500 500 500 500 500
Прибыль от реализации 100 400 850 1525 2537 4057
Проценты за кредит 0 154 363 651 1052 1615
Чистая прибыль 100 246 487 874 1485 2442

Из прогноза видно, что при такой динамике продаж, несмотря на рост прибыли, возникает дефицит финансирования. Например, во втором периоде оборотные активы увеличились на 2600 тыс. руб. (7900 - 5300), а собственный капитал и кредиторская задолженность в сумме – только на 1746 тыс. руб. [(2846 - 2600) + (4500 - 3000)]. Собственных средств явно не хватает, на недостающую сумму финансирования – 854 тыс. руб. (2600 - 1746) – необходимо привлекать кредит.

Важно отметить, что потребность в заемных средствах постоянно возрастает, а значительная часть нераспределенной прибыли, в среднем до 40%, «съедается» платежами за кредиты. Эти 40%, выраженные в абсолютной величине, то есть 1615 тыс. руб. (см. строку «Проценты по кредитам» в табл. 4), и отражают стоимость увеличения продаж.

Анализ финансового состояния

Чтобы оценить изменение структуры баланса компании и понять, как меняется ее финансовое состояние, проведем коэффициентный анализ (табл. 5).

Полный текст статьи, дополнительные материалы, а также участие в обсуждениях на форуме, доступны зарегистрированным пользователям. Для входа на сайт, Вы также можете использовать свою учётную запись Facebook.

Смотрите также

Услуги

Мои заказы

0 Товары - 0.00 RUB
В корзину

Sign in with Facebook