Печать

Оценка рисков при разработке бизнес-плана.

. Posted in Статьи

Проводя анализ рисков бизнес-проекта, необходимо учитывать вероятность наступления негативных последствий и величину упущенной выгоды. В процессе бизнес-планирования, их можно  условно разделить на две группы:

- К первой группе относятся те риски, которые не поддаются влиянию и управлению, но всегда присутствуют и учитываются в бизнес-плане: политические (политическая нестабильность, социально-экономические изменения), природные и экологические (стихийные бедствия), правовые (нестабильность и несовершенство законодательства) и экономические риски (меры государства в сфере налогообложения, ограничения или расширения экспорта-импорта, валютного законодательства и др.). Величина такиз рисков определяется не спецификой отдельного проекта, а общей ситуацией на рынке, в стране или в мире. В развитых странах, для определения степени влияния этих угроз чаще всего используется коэффициент р, который рассчитывается на основании статистики для конкретной отрасли или организации. В России таких данных недостаточно, поэтому, как правило, применяются только экспертные оценки.

- Вторая группа объединяет бизнес-риски. На них, разработчику бизнес-плана, нужно обратить особое внимание, поскольку есть возможность ими управлять, а значит, минимизировать воздействие на проект. В контексте данной статьи, такие риски можно разделить на несколько крупных блоков:

  • производственные риски бизнес-плана (невыполнение запланированных работ, отклонение от графика плановых объемов производства и др.),
  • финансовые риски бизнес-плана (неполучение ожидаемого дохода от реализации проекта, проблемы с недостаточностью ликвидности)
  • рыночные риски бизнес-плана (изменение конъюнктуры рынка, потеря позиций на рынке, изменение цен).

Такие риски необходимо не только учитывать, но и меть чёткий план действий, в случае наступления того или иного нежелательного события в ходе реализации бизнес-плана.

Неполученный доход бизнес-плана

Страшный сон любого предпринимателя. В ходе реализации бизнес-проекта, риск неполучения ожидаемого дохода проявляется в виде снижения NPV и, как следствие, возможного увеличения срока окупаемости. К данной группе угроз можно отнести все, что связано с прогнозом выручки и прибыли на этапе бизнес-планирования.
Маркетинговый риск бизнес-плана может значительно повлиять на размер выручки. Виной тому невыполненный объем продаж или снижение прогнозируемых цен на товары или услуги. Оценка маркетинговых рисков особенно актуальна при бизнес-планировании создания нового или расширения существующего производства. Воздействие данного риска можно минимизировать с помощью кропотливого изучения тенденций и анализа основных факторов, влияющих на состояние рынка. К ним относятся изменение конъюнктуры, усиление конкуренции и потеря позиций, снижение емкости рынка или цен на продукцию, падение или отсутствие спроса на товары, а так же наличие товаров-заменителей.

Повышение себестоимости товара или услуги

возникает в случае, если затраты на производство превышают заложенные в бизнес-плане показатели, тем самым снижая прибыль проекта. Для снижения вероятности наступления и неблагоприятного влияния данного риска, в бизнес-плане необходимо проанализировать прямые и косвенные затраты, опираясь на данные аналогичных предприятий, оценить стоимость и поставщиков сырья (надежность, доступность, возможность альтернативных закупок). Важно так же учитывать общеэкономические факторы, такие как изменение цен на горючее, электричество и прочие факторы, которые смогут косвенно повлиять на прибыльность бизнес-проекта.

Технологические риски бизнес-плана также могут оказать существенное влияние на на прибыльность проекта, когда компания не может выйти на запланированные объемы производства или контролировать рост себестоимости. К ключевым факторам относятся:

•    особенности применяемой технологии, прежде всего её масштабируемость и тиражируемость и возможность применения в заданных условиях, соответствие сырья оборудованию и др.;

•    недобросовестность поставщика оборудования, то есть срывы сроков поставок, поставка некачественного оборудования и др.;

•    отсутствие доступного сервиса по обслуживанию приобретенного оборудования, поскольку удаленность сервисных служб может привести к простоям на производстве.

Полный текст статьи, дополнительные материалы, а также участие в обсуждениях на форуме, доступны зарегистрированным пользователям. Для входа на сайт, Вы также можете использовать свою учётную запись Facebook.

Смотрите также

Услуги

Мои заказы

0 Товары - 0.00 RUB
В корзину

Sign in with Facebook