Печать

Как не переплатить при покупке бизнеса

. Posted in Статьи

Выставляя бизнес на продажу, продавцы, следуя сложившимся рыночным традициям, стараются завысить его стоимость. Чаще всего они действуют достаточно рационально. Перед продажей предприятия они стараются оптимизировать финансовые показатели, которые смогут повлиять на итоговую сумму сделки.

Куда смотреть...

Наиболее распространенный объект для "оптимизации" – финансовые показатели в отчетности, такие как выручка и прибыль. Самое простое решение, которым нередко пользуются владельцы выставленной на продажу компании, – искусственно увеличивают прибыль за счет того, что доходы и соответствующие им расходы распределяются по разным отчетным периодам.

Например, производственные компании нередко несвоевременно отражают отложенные скидки и бонусы покупателям. Если у компании пик продаж приходится на декабрь, то в этом месяце она предлагает дополнительные скидки тем дистрибьюторам, кто превысит определенный объем закупок. При этом скидки по факту будут рассчитываться и учитываться не в декабре, а в январе – «ретробонус». Хотя правильно было бы их отражать в том же периоде, к которому относились продажи.

Помимо этого, распознать признаки махинаций с финансовыми показателями в отчетности могут служить:

  • существенные расхождения данных бухгалтерского и управленческого учета, в частности в учете доходов и расходов. Например, если доходы, отраженные в управленческом учете, превышают более чем на 10 процентов выручку в бухгалтерском учете, это уже тревожный признак;
  • помесячные колебания выручки, необоснованные сезонностью спроса в данной отрасли;
  • ограниченные возможности аналитического учета;
  • отсутствие начисления налогов по налогооблагаемым операциям и имуществу, а также начисления по затратам постоянного характера (коммунальные услуги, вспомогательные и технологические материалы, амортизация);
  • рост затрат на незавершенное производство не пропорционален выпуску продукции.

Использование аффилированных компаний.

Для улучшения исторических показателей прибыльности и оборачиваемости, а также для выведения накопленной прибыли широко используются различные схемы с участием контролируемых компаний. В случае «наращивания выручки» такая компания появляется среди контрагентов заблаговременно до совершения сделки, закупает у поставщика нужные товары и продает со значительным дисконтом «основной» компании или, наоборот, приобретает у нее же продукцию по ценам гораздо выше рыночных. Для выведения денежных средств свой контрагент «выходит в свет» накануне сделки. Его задача – заключить с продаваемой компанией договор на поставку чего-нибудь на крупную сумму.

Свидетельством таких манипуляций может быть следующее:

  • наличие среди контрагентов юридического лица, неизвестного на рынке (ни с кем в этой отрасли больше не работает, в интернете информации о нем нет);
  • особые преференции «подозрительным» контрагентам (например, отсрочки платежей или скидки выше средних, отсутствие штрафов и пеней за задержку платежа);
  • наличие среди собственников контрагента сотрудников компании—предмета сделки.

Непрозрачные затраты.

Если продается не весь бизнес, а отдельное направление или подразделение (например, одна из «дочек» группы компаний), никто не гарантирует, что заявленные финансовые показатели выделяемого направления соответствуют действительности, даже если консолидированная отчетность подтверждена аудиторами. Дело в том, что продавец нередко «забывает» учесть часть расходов за услуги, которые головной офис централизованно поставляет всем направлениям бизнеса, или учитывает их по заниженной стоимости, принятой для межгрупповых расчетов. В таком случае для оценки полноты объема отраженных в отчетности расходов необходим анализ не только той части бизнеса которая является объектом покупки, но и всей группы в целом. А эту информацию продавец вряд ли раскроет, ссылаясь на то, что она не имеет отношения к сделке.

Полный текст статьи, дополнительные материалы, а также участие в обсуждениях на форуме, доступны зарегистрированным пользователям. Для входа на сайт, Вы также можете использовать свою учётную запись Facebook.

Смотрите также

Услуги

Мои заказы

0 Товары - 0.00 RUB
В корзину

Sign in with Facebook