Печать

Финансовые перспективы покупки бизнеса

. Posted in Статьи

Процесс проведения сделок купли-продажи бизнеса (M&A) давно отточен до мелочей и как правило состоит из: проведения процедуры due-dilligence, инвестиционной оценки объекта сделки и разработки схемы передачи актива. Тем не менее, прежде чем тратить ресурсы на проведение дорогостоящей всесторонней проверки бизнеса, имеет смысл ответить на несколько ключевых вопросов:

  • действительно ли предприятие нам интересно;
  • что даст его покупка; каково финансовое состояние предприятия;
  • какой будет примерная цена сделки.

SWOT анализ

Использование отчётности, предоставленной продавцом недостаточно, что бы судить о достоинствах и недостатках потенциального объекта сделки. Необходимо провести всесторонний анализ внешнего окружения, отраслевой, конкурентной и внутренней среды компании.

Анализируя отраслевое окружение, необходимо внимательно изучить:

  • на каких рынках сбыта представлена компания, кто ее целевая аудитория, возможно ли ее сузить или расширить, перейти в другой ценовой сегмент;
  • какое сырье и материалы используются в производстве, какова география и графики поставок, возможна ли замена поставщиков;
  • как на предприятии решен вопрос экологической безопасности, утилизируются ли отходы, нет ли претензий от контролирующих органов;
  • есть ли необходимость лицензирования деятельности предприятия, каким образом  последняя регулируется государством.

Анализ внутренней среды компании должен показать:

  • какова организационная структура компании, насколько профессиональны ее топ-менеджеры и ключевые специалисты, велика ли текучка и пр.;
  • насколько изношены основные средства, есть ли необходимость в модернизации оборудования и технологий;
  • насколько широк и сбалансирован ассортимент компании, все ли товарные группы присутствуют. Есть ли в компании уникальное торговое предложение, например, продукт, который не производится конкурентами;
  • каков уровень автоматизации в компании, есть ли лицензии на программное обес­печение, насколько учетная система переработана, есть ли в штате программисты для ее поддержки, в скольких базах хранятся данные и пр.

Оценка синергии

Зачастую решение о покупке или слиянии принимается на основе оценки ожидаемых выгод. Синергетический эффект практически любой сделки M&A – не что иное, как снижение будущих  расходов образованной компании.

Экономия особенно ощутима в случае «горизонтального» слияния – приобретения схожей по своему виду деятельности компании. Объединение управленческих команд, исключение дублирующих функций, централизация сервисных подразделений позволяют снизить расходы на оплату труда, аренду, поддержание инфраструктуры компании и т. д.

Кроме того, объединенные компании более интересны для банковского сообщества. В силу своего размера, они могут предложить различные залоги и, соответственно, рассчитывать на более привлекательные условия по кредитам.

Наконец, централизовав функцию закупок однородных товаров для двух схожих компаний, можно добиться немалых скидок от поставщиков. И это далеко не полный список того, на чем экономят компании, успешно реализовавшие M&A-сделку.

Конечно, не стоит ждать наступления синергетического эффекта сию минуту. На практике в первый год после слияния новая компания обычно несет значительные издержки, связанные с процессом объединения и выстраивания новой структуры.

Показатели финансового благополучия

Первое представление о финансовом благополучии приобретаемой компании можно получить при оценке таких показателей как:

Отношение заемных средств к величине собственного капитала (вся задолженность : собственный капитал) показывает, насколько компания перегружена долгами, во сколько раз заемные средства превышают собственные или же сколько рублей привлеченных средств приходится на рубль собственных.

Рентабельность собственного капитала (чистая прибыль : собственный капитал) говорит о том, сколько процентов дохода принесет бизнес на каждый вложенный в собственный капитал рубль.

Достаточность оборотного капитала (выручка : оборотные активы) не менее интересный для покупателя показатель. Чем он выше, тем меньше у компании оборотных средств. А значит, может потребоваться дополнительное финансирование от нового владельца, чтобы удержать бизнес на плаву.

Универсальных нормативов по этим показателям не существует. Финансистам придется составлять собственное суждение о том, насколько благополучен в финансовом плане потенциальный объект покупки. Это можно сделать, например, сравнив полученные результаты расчетов с аналогичными цифрами по компании-покупателю.

Предварительная оценка стоимости

Уже на предварительном этапе, когда еще дело не дошло до переговоров с собственником компании о цене сделки, можно приблизительно оценить стоимость интересующего предприятия, хотя бы для того, чтобы понять, если ли у покупателя необходимые средства.

Полный текст статьи, дополнительные материалы, а также участие в обсуждениях на форуме, доступны зарегистрированным пользователям. Для входа на сайт, Вы также можете использовать свою учётную запись Facebook.

Услуги

Мои заказы

0 Товары - 0.00 RUB
В корзину

Sign in with Facebook